Моя мама, старший лейтенант медслужбы, провела на фронтах Великой Отечественной все четыре года: от 22июня 1941, до 9 мая 1945… В прифронтовых госпиталях ассистировала хирургам, которые оказывали первую помощь бесконечному потоку раненых…
О чем она рассказывала мне? О песнях, которые пели в землянках, о том, как крепко дружили и любили (несмотря ни на что!
), как мечтали о мирной жизни… О подвигах не рассказывала, хотя в школе нам часто задавали писать сочинения на эту тему.- Ну, какие такие подвиги? – удивлялась мама. – Была жизнь. Выходящая за рамки той, которая бывает в мирные времена, но для нас тогда она стала обычной, даже прозаической… Спать очень хотелось. Всегда и везде! А спать было некогда, иначе кто-то из раненых неминуемо погибнет… Везли их нам прямо с передовой – с открытыми страшными ранами. Бывало, перчатки стерильные наденешь и стоишь так часами, стараясь ничего не касаться, кроме хирургических инструментов.
- Часами? А ели когда? А если в туалет захочется?
- Ели после дежурства, во время операций о еде разве помнишь? В туалет ходили тоже после дежурства, а если «приспичит» раньше, выход один: незаметно наполнять сапоги…
- То есть, мочились, не отрываясь от операции, прямо «под себя»?
- Конечно… В книгах о таком не писали, стыдно ведь… Это я только тебе рассказываю. Вот видишь, какие у нас были подвиги? Проза одна и стыдоба… Когда в землянку возвращались, первым делом выливали «содержимое» из сапог, меняли портянки - и к печурке: отогреться, обсохнуть, чего-то поесть… Потом – спать.
Сколько позволит ситуация… И так – изо дня в день. Вот тебе и подвиги…- И не простывали? И не сваливались от переутомления и стрессов?
- Представь себе – нет! Я не помню, чтобы в нашей бригаде медиков кто-то болел… Всяческие недуги навалились потом, уже после войны. Организм-то ослаб. Но на фронте – не болели! Мысль была одна: рядом умирают люди: надо спасать. Вот этой мыслью и жили, о себе просто не помнили…
Ты знаешь, я уже после войны, когда все немного отодвинулось назад и «устоялось» в памяти, поняла, что военные будни содержали в себе немало загадок, над которыми тогда просто некогда было размышлять.
Почему мы в землянках не болели?
Почему у «блокадников» Ленинграда, которые имели возможность получать хотя бы скудную пищу, полуголодный организм вдруг сам «гасил» серьезные хронические болезни? Включая рак… Это – факт, но его предпочитают не изучать… Человек потом, когда голод становился полным, умирал от истощения, но не от рака, который исчез.
Почему пули непостижимым образом меняли «траекторию полета», чтобы не попасть в тех, кого дома ОЧЕНЬ сильно ждали? Это – тоже факт, и нам на фронте он был хорошо известен. Песня «Темная ночь» и стихотворение Константина Симонова «Жди меня» - это не беллетристика, а обобщение реальности…
Вот такими вопросами озадачила меня когда-то мама. В СМИ попадаются попытки на них ответить, но я эти сведения не собирала и не систематизировала. Может быть, читатели сайта, среди которых много врачей и вообще интересно мыслящих людей, знают ответы? Высказывайтесь, давайте создадим новую тему сообща!